20 февраля 2018

Передний Кронштадтский створный (Верхний Николаевский) и Нижний Николаевский маяки

Привет!

Что-то повеяло холодом… Ах да, похоже, что у нас на пороге очередные ледовые похождения. Некоторые истории доходят до моего журнала уже в тот же день, когда они произошли. Эта же — шла два года. Про этот поход к маякам я вспомнил случайно, а подтолкнуло к этому меня вот что.

На переднем плане Нижний Николаевский маяк, на заднем — Передний Кронштадтский створный (бывший Верхний Николаевский). Ассистирует им — форт Кроншлот

На прошлых выходных мы совершили традиционный ежегодный поход к Заднему створному маяку Морского канала. Оттуда мы намеревались заглянуть на форт Кроншлот и к обоим Николаевским маякам. По точно такому же маршруту мы гуляли в 2016 году (о той прогулке и будет рассказано чуть ниже). Нужно отметить, что за два года кое-что изменилось — открылся порт в Бронке. Это привело к тому, что в Финском заливе образовался новый фарватер, отходящий от главного (Кронштадтского корабельного) — морской подход к порту Бронка. И если основной фарватер проходит между Кронштадтом и фортом Кроншлот, то вышеупомянутый подход — перед фортом.

Трафик в Финском заливе довольно плотный даже зимой

В 2017 году, этот новый фарватер (см. карту ниже) скорректировал наши планы в походе к Переднему створному маяку Морского канала. Если раньше нам нужно было дойти от дамбы до Заднего створного маяка, пройти мимо Кроншлота и Николаевских маяков и дойти до нашей цели, то теперь идти нужно было от южного берега залива (примерно от Ломоносова). После этой предыстории, наконец-то могу рассказать, что напомнило мне о походе двухлетней давности.

 

Карта маяков

Итак, 2018 год, прошлые выходные! Мы стоим у Заднего створного маяка и собираемся идти к форту Кроншлот. На удивление, подход к порту в Бронке замерз и вокруг форта с маяками гуляли ребята. Увидев их, мы окончательно убедились в возможности такого похода. Тем временем, через дамбу прошел грузовой паром и вместо того, чтобы проплыть за Кроншлотом и отправиться в Санкт-Петербург, он проплыл перед ним и направился в порт Бронка. Ребята на форту тоже заметили это и осознав, что путь к суше отрезан, начали метаться между фарватерами. Если вы посмотрите на карту, то поймете, что они оказались в области ограниченной синей, красной и зеленой пунктирной линией. Выход у них был — идти пешком до Ломоносова, не знаю, догадались ли они. В этот момент я вспомнил о том, как мы ходили к Кроншлоту и его маякам два года назад, и решил, что надо написать о той прогулке в журнал. Ладно, хватит лирики, статья-то о маяках! Вернемся к прогулке 2016 года! 🙂

Нижний Николаевский маяк в деталях

В середине 19 века назрела необходимость в строительстве маяков у острова Котлин, что должно было облегчить подход к нему. В 1856 г. капитан Корпуса флотских штурманов Рычков предложил установить на Николаевской батарее (ныне форт Кроншлот) два створных огня. Ответственным за строительством маяков назначили полковника Кислаковского, главным строителем – инженер-капитана Н. Эйлера. Проект утвердили в августе 1857 года и через месяц деревянные маяки были построены. Несмотря на новизну конструкций, в скором времени возникла необходимость модернизировать их, так как они имели ряд недостатков. Во-первых, они светили довольно слабо, а во-вторых, высота маяков была настолько мала, что стоящие неподалеку от них суда, нередко загораживали их. Указом императора от 13 июня 1864 года Николаевские маяки были переименованы в Кронштадтские.

Вид на Передний Кронштадтский створный маяк из окна Нижнего Николаевского маяка

К концу 19 века было закончено строительство глубоководного фарватера от острова Котлин до Санкт-Петербурга, тогда же и была проведена модернизация маяков. Проект предусматривал полную замену старых сооружений на новые. Заказы было решено разместить на российских предприятиях. В итоге предпочтение отдали проекту мануфактуры Сан-Галли, который устраивал всех по соотношению цена/качество (маяк стоил около ~60000 рублей). В заказ входило изготовление и монтаж фундаментных колец с креплениями, башен с лестницами, галереей, комнатой дежурного и помещения для фонаря. В Париже для маяка были приобретены световые аппараты фирмы «Барбьер и Ко».

Реклама мануфактуры Ф. Санъ-Галли

К апрелю 1891 года новые металлические башни Переднего (бывший Нижний Николаевский) и Заднего (бывший Верхний Николаевский) Кронштадтских створных маяков были готовы и установлены. Круглые в плане, окрашенные в красный цвет, они расширялись к основанию, а на уровне фонарей имели обходную галерею.

В такой конфигурации маяки работали до 1915 года. Незадолго до этого, из-за небольшого расстояния между ними, было принято решение о строительстве нового Заднего Кронштадтского створного маяка на моле Военной гавани. Прежний Задний створный маяк (бывший Верхний Николаевский), забирал функционал Переднего Кронштадтского створного маяка (бывшего Нижнего Николаевского), который в свою очередь выводился из эксплуатации.

Винтовая лестница Нижнего Николаевского маяка

Вид на форт Кроншлот с обходной галереи Нижнего Николаевского маяка

Передний Кронштадский створный маяк

Задний створный маяк Морского канала

Труба, в которой была установлена световая установка Нижнего Николаевского маяка

Вид изнутри

Выход на обходную галерею

Обратный путь вниз

На основном фарватере по-прежнему оживленно

Нижний Николаевский маяк во всей красе

Прогулка вдоль форта

Нижний Николаевский маяк

Совершить высадку на форт у нас не получилось. Местный сторож, возникший из неоткуда, крайне негативно отнесся к нашему визиту, и угрожая нам министерством обороны, не пустил нас дальше. По этой же причине, нам не удалось подойти к Переднему створному Кронштадтскому маяку. Может быть мы сможем сделать это когда-нибудь потом. Но пока пришло время отправиться на берег. До новых ледяных встреч!

Причал форта

Передний Кронштадтский створный маяк

Небольшой сюрприз напоследок: фотография 1914 года на которой виден Верхний Николаевский маяк. Спасибо сайту «Архивы Санкт-Петербурга», ссылку на который вы найдете на многочисленных водяных знаках

То же фото в менее четкой версии, но зато без водяных знаков. Взято на pastvu.com

Фотография Нижнего Николаевского маяка, датированная 1986 годом. Фото с сайта pastvu.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *