17 марта 2015

Задний створный маяк Морского канала

Привет! Сегодня я вернусь к теме маяков Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В прошлом году я ездил посмотреть на нескольких представителей данного вида, но к сожалению все оканчивалось лишь созерцанием маяков снаружи. В этот раз, я с друзьями навестил Задний створный маяк Морского канала Санкт-Петербурга и мне удалось попасть в него и подняться на самый верх, к маячному фонарю! Приготовьтесь, в этой статье будет много снега, льда и закатов.

На карте наш маяк — самый левый

zsmayak-1
Предстоящий путь

В отличие от уже посещенных мною маяков, Задний створный расположен не на берегу, а на маленьком островке посреди Финского залива, что делает его труднодоступным в период летней навигации. Хорошо, что зимой вода превращается в лед, и добраться до маяка становится легко.

zsmayak-2
Позади нас расцвел закат

Посмотрев на устоявшиеся морозы, мы с друзьями прыгнули в машину и помчались в сторону Кронштадта. Далее нас ждало 2,5-километровое путешествие по льду, которое мы провели под лучами садящегося солнца. Интересно, что когда идешь по такой обширной и однообразной поверхности, как замерзшая водная гладь водоема, время растягивается. Кажется что цель совсем рядом, и до нее осталось идти совсем немного. На деле же, на преодоление этого расстояния требуется около 40 минут.

zsmayak-3
Отдыхающие корабли
zsmayak-4
Остатки форта «Император Павел I» пострадавшего при взрыве боеприпасов
zsmayak-5
Усиливающийся закат
zsmayak-6
Отдыхающий корабль
zsmayak-7
А вот и наша цель
zsmayak-8
Посреди безмятежности Финского залива сложно не фотографировать
zsmayak-9
Тем временем маяк все ближе и ближе
zsmayak-10
Во время пути, маяк кажется маленьким, но когда подходишь ближе, понимаешь, что он огромный

Задний створный маяк Морского канала (штатный номер 131) построен в 1914 году фирмой «Христиани и Нильсен». Выполнен он в виде восьмигранной железобетонной башни, выкрашенной в белый цвет. Высота сооружения составляет 40 метров. В отличие от своих коллег по Ленинградской области на Заднем створном маяке отсутствует традиционная конструкция, состоящая из лампы и линзы Френеля. Во время реконструкции, проведенной в 2013 году, ее заменила современная светодиодная установка, питающаяся от солнечных батарей, расположенных снаружи.

Проект маяка

zsmayak-11
Пройденный путь
zsmayak-12
Во всей красе
zsmayak-13
Входная дверь
zsmayak-14
Винтовая лестница. За перекрытием она продолжается, проходя через все этажи

Для придания большей жесткости сооружению, башня маяка разделена на этажи при помощи пяти перекрытий-диафрагм. Интересна цветовая гамма, выбранная для покраски внутренних помещений маяка: стены покрашены в синий цвет, а лестница в красный. Все этажи похожи друг на друга и отличаются лишь диаметром помещения, так как маяк сужается к верхней точке. За исключением фонаря и стеллажа с резервными аккумуляторами, он абсолютно пуст внутри. В наше время маяк полностью автономен, но под фонарным сооружением расположена комната смотрителя, использовавшаяся раньше.

zsmayak-15 zsmayak-16
Резервные аккумуляторные батареи для фонаря

Так как высота маяка немногим больше 40 метров (12-ти этажный дом), во время подъема можно порядком утомиться.  К тому же, винтовая лестница, ведущая наверх, очень крутая (высота ступеней — 20 сантиметров, ширина — 15 сантиметров). Тем не менее, преодолевших этот путь ждет награда — отличный вид на окрестности со смотровой галереи. Жаль, что не получится посмотреть на этот пейзаж летом. Диаметр фонарного сооружения маячной башни — 2,7 метра, высота цилиндрической части — 2,5 метра, а высота купола — 1,25 метра. Стеклянное окно фонарного сооружения имеет длину в 2,25 метра по окружности, а его высота составляет 1,6 метра.

zsmayak-17
Светодиодный фонарь маяка
zsmayak-18
На смотровом балконе
zsmayak-19
Замершие корабли в акватории Финского залива
zsmayak-20
До земли 40 метров
zsmayak-21
Вид в сторону Кронштадта
zsmayak-22
Вид в сторону Южной дамбы
zsmayak-23 zsmayak-24
Рядом с маяком проходит фарватер, поэтому лед весь ломаный
zsmayak-25
Форт «Кроншлот»
zsmayak-26
Маячный фонарь
zsmayak-27
Вид из фонарной на предпоследний этаж
zsmayak-28 zsmayak-29
Флюгер
zsmayak-30
В центре — форт «Император Александр 1 (Чумной)»
zsmayak-31
Закат над Южной дамбой
zsmayak-32
Дверь на смотровой балкон
zsmayak-33
Пора спускаться вниз

Кстати, внутри маяка довольно сильное эхо. Конечно же, я не упустил возможности и на спуске вниз устроил песнопения. Было бы неплохо устроить там целый концерт!

zsmayak-34 zsmayak-35 zsmayak-36 zsmayak-37
Последний взгляд на маяк
zsmayak-39
Снова остатки форта «Император Павел I»

На обратном пути солнце почти село, и закат окрасил небо в яркие цвета, от оранжевого до розового. Все это можно увидеть на следующем фото.

zsmayak-41
Фантастический закат, в жизни он был еще красивее

Проект укрепления основания маяка

А вот вам еще немного интересной информации. После наводнения 1924 года, маяк дал крен в сторону фарватера. По наблюдениям кронштадтской обсерватории он составил 2°1′. Для недопущения дальнейшего падения маяка, в 1927 году были проведены работы по укреплению его основания. Они заключались в устройстве шпунтового ограждения по краю каменной отсыпки. На фотографии выше, вы можете посмотреть на проект данных работ.

Фотография маяка, датированная 1993 годом. Фото с сайта pastvu.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 
4 комментария
    1. Ну 100% гарантии безопасности вам никто не даст и я уж точно не стану вам рекомендовать повторять это путешествие) Могу сказать, что мы ждали недели две, и температура во время них была не ниже -20. Только потом решились)

    1. Если ехать из Ломоносова, то перед тоннелем. Надеюсь, вы понимаете, что сейчас плохое время для этого похода. Температура совсем высокая.