Привет!
Что-то повеяло холодом… Ах да, похоже, что у нас на пороге очередные ледовые похождения. Некоторые истории доходят до моего журнала уже в тот же день, когда они произошли. Эта же — шла два года. Про этот поход к маякам я вспомнил случайно, а подтолкнуло к этому меня вот что.
На прошлых выходных мы совершили традиционный ежегодный поход к Заднему створному маяку Морского канала. Оттуда мы намеревались заглянуть на форт Кроншлот и к обоим Николаевским маякам. По точно такому же маршруту мы гуляли в 2016 году (о той прогулке и будет рассказано чуть ниже). Нужно отметить, что за два года кое-что изменилось — открылся порт в Бронке. Это привело к тому, что в Финском заливе образовался новый фарватер, отходящий от главного (Кронштадтского корабельного) — морской подход к порту Бронка. И если основной фарватер проходит между Кронштадтом и фортом Кроншлот, то вышеупомянутый подход — перед фортом.
В 2017 году, этот новый фарватер (см. карту ниже) скорректировал наши планы в походе к Переднему створному маяку Морского канала. Если раньше нам нужно было дойти от дамбы до Заднего створного маяка, пройти мимо Кроншлота и Николаевских маяков и дойти до нашей цели, то теперь идти нужно было от южного берега залива (примерно от Ломоносова). После этой предыстории, наконец-то могу рассказать, что напомнило мне о походе двухлетней давности.
Итак, 2018 год, прошлые выходные! Мы стоим у Заднего створного маяка и собираемся идти к форту Кроншлот. На удивление, подход к порту в Бронке замерз и вокруг форта с маяками гуляли ребята. Увидев их, мы окончательно убедились в возможности такого похода. Тем временем, через дамбу прошел грузовой паром и вместо того, чтобы проплыть за Кроншлотом и отправиться в Санкт-Петербург, он проплыл перед ним и направился в порт Бронка. Ребята на форту тоже заметили это и осознав, что путь к суше отрезан, начали метаться между фарватерами. Если вы посмотрите на карту, то поймете, что они оказались в области ограниченной синей, красной и зеленой пунктирной линией. Выход у них был — идти пешком до Ломоносова, не знаю, догадались ли они. В этот момент я вспомнил о том, как мы ходили к Кроншлоту и его маякам два года назад, и решил, что надо написать о той прогулке в журнал. Ладно, хватит лирики, статья-то о маяках! Вернемся к прогулке 2016 года! 🙂
В середине 19 века назрела необходимость в строительстве маяков у острова Котлин, что должно было облегчить подход к нему. В 1856 г. капитан Корпуса флотских штурманов Рычков предложил установить на Николаевской батарее (ныне форт Кроншлот) два створных огня. Ответственным за строительством маяков назначили полковника Кислаковского, главным строителем – инженер-капитана Н. Эйлера. Проект утвердили в августе 1857 года и через месяц деревянные маяки были построены. Несмотря на новизну конструкций, в скором времени возникла необходимость модернизировать их, так как они имели ряд недостатков. Во-первых, они светили довольно слабо, а во-вторых, высота маяков была настолько мала, что стоящие неподалеку от них суда, нередко загораживали их. Указом императора от 13 июня 1864 года Николаевские маяки были переименованы в Кронштадтские.
К концу 19 века было закончено строительство глубоководного фарватера от острова Котлин до Санкт-Петербурга, тогда же и была проведена модернизация маяков. Проект предусматривал полную замену старых сооружений на новые. Заказы было решено разместить на российских предприятиях. В итоге предпочтение отдали проекту мануфактуры Сан-Галли, который устраивал всех по соотношению цена/качество (маяк стоил около ~60000 рублей). В заказ входило изготовление и монтаж фундаментных колец с креплениями, башен с лестницами, галереей, комнатой дежурного и помещения для фонаря. В Париже для маяка были приобретены световые аппараты фирмы «Барбьер и Ко».
К апрелю 1891 года новые металлические башни Переднего (бывший Нижний Николаевский) и Заднего (бывший Верхний Николаевский) Кронштадтских створных маяков были готовы и установлены. Круглые в плане, окрашенные в красный цвет, они расширялись к основанию, а на уровне фонарей имели обходную галерею.
В такой конфигурации маяки работали до 1915 года. Незадолго до этого, из-за небольшого расстояния между ними, было принято решение о строительстве нового Заднего Кронштадтского створного маяка на моле Военной гавани. Прежний Задний створный маяк (бывший Верхний Николаевский), забирал функционал Переднего Кронштадтского створного маяка (бывшего Нижнего Николаевского), который в свою очередь выводился из эксплуатации.
Совершить высадку на форт у нас не получилось. Местный сторож, возникший из неоткуда, крайне негативно отнесся к нашему визиту, и угрожая нам министерством обороны, не пустил нас дальше. По этой же причине, нам не удалось подойти к Переднему створному Кронштадтскому маяку. Может быть мы сможем сделать это когда-нибудь потом. Но пока пришло время отправиться на берег. До новых ледяных встреч!