Привет! Давно не рассказывал о маяках, а тем не менее, в этом году удалось посетить один новый для меня. Речь идет о Переднем створном маяке Морского Канала (он же «Пьяный маяк»), который работает в паре с Задним створным, и расположен неподалеку от Кронштадта.
Все подобные похождения к маякам, расположенным в Финском заливе, возможны лишь только зимой, когда встает лед. Если в случае с Задним створным, нужно просто пройти около двух километров от дамбы до маяка, то здесь дела обстоят несколько иначе. Передний створный маяк, хоть и расположен в полтора километрах от Кронштадта, но попасть на него не так просто. Все дело в фарватерах — для прохода судов по Финскому заливу, лед на них сломан. Кронштадтский корабельный фарватер, который обслуживают Задний и Передний створные маяки, и по которому корабли попадают из нашего города в Балтийское море, проходит аккурат между Кронштадтом и нашей целью.
Дойти от дамбы до маяка (четыре с небольшим километра по прямой) тоже не получится — всему виной морской подход к порту в Бронке. От Ломоносовского порта путь также невозможен, причина идентична — фарватер. Получается, что маяк находится в треугольнике, ограниченном водными путями. Несмотря на все эти сложности, выход был найден — пятикилометровое путешествие по льду от берега залива, расположенного между Ломоносовом и Бронкой.
Тщательно изучив карту, мы нашли место, где можно подъехать к берегу максимально близко. Вскоре мы были на месте и начали свой крестовый поход. Первый километр по льду, судя по всему, это заболоченная территория (Ломоносовская отмель) поросшая камышом. Но поскольку на дворе зима, чихали мы на это болото — оно подо льдом. Бодро преодолев первый километр, мы вышли на оперативный простор. Далеко впереди виднелась узкая полоска земли, это был Кронштадт. Маяк же разглядеть не представлялось возможным. Поэтому, вооруживший картой в телефоне, мы продолжили двигаться в его направлении.
По пути мы встретили два створных знака, построенных относительно недавно. Они служат для безопасного прохода судов по морскому подходу к порту Бронка. Можно сказать, что это младшие братья маяков. Если бы не эти два объекта, за которые можно зацепиться взглядом, то нам бы казалось, что мы не идем, а стоим на месте. Возникало ощущение, что мы находимся посреди ледяной пустыни, и куда ни пойдешь, до берега не доберешься.
Пройдя створные знаки, мы увидели вдалеке наш маяк. Это придало нам сил и минут через двадцать, мы были практически у цели. Кронштадтский корабельный фарватер, проходит в паре сотен метров за маяком, и это чувствовалось. Каждый раз, когда по нему проходило какое-либо судно, лед под нами начинал неприятно потрескивать. Не самые приятные ощущения, доложу я вам. Несмотря на это неприятное обстоятельство, мы вскоре ступили на островок, на котором была расположена наша цель.
Передний створный маяк Морского канала (штатный номер 130), построенный в 1914 году датской фирмой «Христиани и Нильсен», представляет из себя выкрашенную в белый цвет восьмигранную железобетонную башню, сужающуюся кверху. Высота башни — 19 метров. Маяк с подводным основанием установлен на глубине около 2,8 метра. Для придания большей жесткости сооружению, башня поделена на этажи двумя перекрытиями-диафрагмами. Диаметр фонарного сооружения маячной башни — 2,7 метра, высота цилиндрической части — 2,5 метра, а высота купола — 1,25 метра. Стеклянное окно фонарного сооружения имеет длину в 2,25 метра по окружности , а его высота составляет 1,6 метра. И немного о лестнице: винтовая лестница со ступенями высотой в 20 сантиметров и шириной в 15 сантиметров, идет от входа в маяк до комнаты дежурного, которая расположена под фонарным сооружением.
Практически сразу после окончания строительства, маяк дал значительный крен, за что получил прозвище «Пьяный маяк». Наклон действительно заметен невооруженным глазом — этакая Пизанская башня по-русски. Рядом с маяком стоит большая бетонная чушка, видимо с помощью нее строители пытались остановить его падение.
В 2013 году маяк был отремонтирован и переоборудован. Была произведена наружная и внутренняя покраска, установлены солнечные батареи и защитные панели на нескольких его сторонах. Внутри тоже не обошлось без изменений — была смонтирована новая светящая установка на светодиодах. На удивление, входная дверь была открыта нараспашку, и мы этим воспользовались, конечно же. Внутри нас ждала лестница, подобная той, что мы встретили на заднем створном маяке.
Могу сказать, что наклон маяка очень хорошо чувствуется, пока ходишь по его балкону. Забавное ощущение. Мы, тем временем, стали спускаться вниз — нужно было добраться до берега до наступления темноты, а идти было не меньше часа.
Просто так уйти от маяка было нельзя, как же не сделать несколько фотографий для мамы.
я временно постарел
Обратно мы шли уже на полной скорости, но тем не менее, путь занял у нас около часа. Час в ледяной пустыне, Карл! Впрочем, это того стоило! Всем ледяной привет!