Завод Самсон. Забвение и закат.

Вчера я и мой друг навестили одно очень интересное место — завод Самсон. Построенный в начале 30-х годов прошлого века, он является настоящим памятником индустриализации того времени. Масштабы комплекса поражают, на громадной территории между Пулковским и Московским шоссе, расположилось множество различных построек. Доминантой заводского комплекса, является 6-ти этажное здание холодильно-колбасного цеха, с 42-метровой водонапорной башней. В годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда на ней располагался наблюдательный и корректировочный пост, пулемётная зенитная установка, различная спецаппаратура. В 1942 году сюда поднимался командующий Ленинградским фронтом генерал-лейтенант Л. А. Говоров. Разумеется, нашей целью стала верхушка этой башни. Этот пост о том, как мы туда добирались.

samson01

Главные ворота завода. По обеим сторонам, расположены статуи быков работы В. И. Демут-Малиновского

Подойдя к проходной, выяснилось, что мы забыли свои пропуска дома. Пришлось идти через черный ход. Для этого мы обошли территорию завода по периметру, и достигли места, где раньше проходила подъездная железнодорожная ветка.

samson02

Здание заводоуправления и проходной

Попасть к железнодорожной ветке оказалось не очень просто. Путь к ней преграждали автостоянки, огороженные забором пустыри и территория института «Стройпроект». Тем не менее, проход был найден. Вне завода железнодорожная ветка была демонтирована, но она нам и не пригодилась, так как мы сразу увидели бывшие въездные ворота. Сейчас они заварены листами железа и опутаны колючей проволокой, но пролезть на территорию завода можно. Посетители вроде нас, отогнули один из железных листов, тем самым соорудив лаз на ту сторону ворот. Стойко преодолев это препятствие, мы оказались на территории завода.

samson03

Перед вами тот самый трехклятый лаз на территорию завода Самсон

Здесь начиналась, грубо прерванная, подъездная железнодорожная ветка. По ней мы направились в сторону нашей цели.

samson04

Железнодорожный путь на территории

Вскоре, мы вышли к одному из более новых корпусов завода. Табличка стоящая у путей предостерегала.

samson05

Берегись поезда!

Казалось бы, предостережение не актуально. Откуда на отрезанной железнодорожной ветке поезд? Тем не менее он есть. Несколько холодильных вагонов нашли здесь свое последнее убежище.

samson06

Этот поезд уже никуда не поедет

Стоит заметить, что скоро, возможность посетить завод пропадет. Его готовят к сносу, а на его месте будет построен очередной жилой комплекс. Очень жаль, что никто не посчитал нужным сохранить этот памятник архитектуры.

Далее, мы пошли по одной из дорог, проходящих по территории завода. По левую руку от нас, шла железнодорожная ветка, по которой мы пришли, а по правую — тянулись различные заводские здания.

samson07

Один из заводских корпусов

samson08

Дорога, проходящая по территории

samson09

Местная тяговая подстанция

Вскоре, из-за деревьев показалась наша цель — водонапорная башня. Выглядела она, одновременно и величественно и жалко. Разбитые стекла и отваливающаяся штукатурка придавали ей загадочности и мы невольно ускорили темп, чтобы скорее попасть на вершину башни.

samson10

Вот она — наша цель!

Вообще, территория завода, отнюдь не безлюдна. Во-первых, здесь есть арендаторы, которые являются основной статьей доходов завода, а во-вторых, тут обитает целая армия выходцев из среднеазиатских республик. Мы вели себя уверенно, как будто мы здесь находимся по делу, и ни у кого не возникло вопросов, касательно нашего пребывания на территории. Основные здания завода, включая, упомянутый выше холодильно-колбасный цех, с водонапорной башней, заброшены. Вскоре, мы оказались на дороге между двумя корпусами, над нашими головами их соединяла крытая галерея.

samson11

Наконец-то мы на месте

samson12

Интересный вход в корпус. Дверь оказалась заколочена

samson13

От масштаба строений захватывает дух

Найдя вход, мы обнаружили, что дверь заколочена. Пришлось искать другой вход. Для этого мы пролезли через шахту лифта и очутились в цехе, где царила темнота. Умело орудуя вспышкой на телефоне, я нашел лестницу на второй этаж. Внутри этих корпусов стоит разруха, видны следы демонтажа, нередко встречаются дыры в полу и стенах. Чувствуется, что это место готовят под снос.

В общем и целом этажи похожи друг на друга, но иногда встречаются интересные моменты. Впрочем обо всем по порядку. Процесс подъема наверх был подобен прохождению компьютерной игры. Моменты, когда нам удавалось продвинуться сразу на два этажа, были большой редкостью. Обычно, попав на этаж, нам приходилось весь его изучать, и только в конце этого процесса, мы находили темную и невзрачную лестницу наверх.

samson14

Один из заброшенных цехов. Таких на нашем пути было много

На стенах цехов встречаются следы игр в пейнтбол. Так же, на них, периодически, можно увидеть подсказки от организаторов.

samson15

Одна из лестниц. Перила здесь — это большая редкость

samson16

Визуально, мы недалеко от крыши, но путь не так короток, как это может показаться

На одном из этажей мы наткнулись на длинный цех, который, помимо своего основного назначения, служил переходной галереей между корпусами завода.

samson17

Цех, и одновременно, переходная галерея из одного корпуса, в другой.

samson18

Чем ближе к крыше, тем просторнее становятся помещения

samson19samson20

Лестницы завораживают, но в тоже время таят в себе реальную опасность

samson18

Периодически, через дыры в стенах, открывается неплохой вид

samson22

Мы практически на самом верху

samson23

Длинная галерея

Выйдя на крышу, мы увидели, что башня от нас достаточно далеко. Пришлось идти искать путь до нее дальше.

samson24

Висит груша, нельзя скушать. Идем искать путь до башни

Как ни странно, долго бродить нам не пришлось. Вскоре, поднявшись по узкой лесенке, мы вышли на крышу и, о чудо, башня оказалась рядом с нами.

samson25

Вот она, заветная башня, совсем рядом. Вперед, на последний рубеж!

Итак, наконец-то мы находимся у подножья башни. Забавно, что дверь внутрь находится, практически, на уровне человеческого роста. К счастью, кто-то из первопроходцев притащил туда широкую доску, по которой, как по пандусу мы зашли в башню. Внутри, она разделена на несколько этажей, попасть на которые можно по лестнице, идущей вокруг лифтовой шахты. На одном из этажей, мы встретили и сам лифт.

samson26

Лифт, которому больше не суждено поехать

На первых трех этажах, башня разделена на комнатки, на последующих такого деления нет. На треть этаже мы наткнули на базовую станцию одного сотового оператора. Особо останавливаться на пути мы не стали, все-таки нашей целью была вершина.

samson27

Четвертый этаж башни, в глаза бросается низкий потолок

samson28

Это еще не самый верх, но уже виден масштаб сооружения

Наконец-то настал момент, к которому мы так долго и упорно шли, мы оказались на самом верху водонапорной башни. Оттуда открывается великолепный вид на город!

samson29

Вид в сторону станции метро Звездная

samson30

Вид в сторону Колпино

samson31

Вид на юго-восток

samson32

Ну и напоследок вид в сторону площади Победы

samson33

Здание завода сверху смотрится очень масштабно

К сожалению, уже вечерело, и мы решили отправиться в обратный путь. Осложняло маршрут то, что мы могли заблудиться в поисках выхода, что собственно и произошло. Зато мы посмотрели на те места где еще не были. А потом память вернулась и выход на улицу был найден.

samson34

И снова бесконечные лестницы

samson35

В одной из комнат мы наткнулись на такую наскальную живопись

samson36

Похоже это остатки местного актового зала

Наш спуск окончен, и мы снова идем по территории некогда могучего предприятия, которое теперь пребывает в забвении. Громадные индустриальные постройки остаются за спиной, и вскоре скрываются за листьями деревьев. Такое впечатление, что это все происходило не наяву, а во сне. Сложно поверить, что этому месту предстоит исчезнуть с лица Земли. Рабочие снесут водонапорную башню, производственные корпуса и демонтируют железную дорогу. На смену индустриальному конструктивизму 30-х годов, придет современная архитектурная мысль. Завод останется в прошлом, а могучие быки, исправно защищавшие его более 80 лет, будут отпущены на волю. Их служба теперь окончена….

samson37

2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *