Как в Петербурге мосты разводят

Что является одним из главных символов Санкт-Петербурга? Правильно – разводные мосты. Каждую ночь, с апреля по ноябрь, на набережных Невы особенно многолюдно. Для того, чтобы посмотреть на металлических и железобетонных красавцев, которые соединяют разные берега могучей реки, в Петербург ежегодно приезжают миллионы туристов. В назначенное время, многотонная конструкция разводного пролета, ведомая невиданной силой, взмывает вверх, тем самым открывая дорогу для различных видов судов. Несмотря на то, что я родился в Петербурге и многократно видел развод мостов, я все равно испытываю повышенный интерес к этому процессу. И вот недавно, случилось радостное для меня событие – я побывал на разводке моста Александра Невского. Как вы догадываетесь, мне удалось заглянуть именно внутрь моста, и посмотреть, как там все устроено.

График разводки моста. На практике, довольно-таки часто, его наводят пораньше

Спускаемся в мост

Прежде чем спуститься по заветной лесенке вниз, давайте я вкратце расскажу про данный мост. Он был построен в 1965 году и вплоть до 2004 года (до постройки Большого Обуховского) удерживал звание самого длинного моста в городе. Его протяженность без береговых пандусов – 629 метров, а с ними – целые 905! Ширина моста – 35 метров, в которые входят два тротуара, шесть полос для движения автомобилей и два трамвайных пути. Центральный пролет моста, длиной 50 метров, состоит из двух равных крыльев, каждое из которых весит по 600 тонн и уравновешено 800-тонным противовесом.

В тряпичных кожухах расположены поршни, которые тянут одну сторону крыла на себя, тем самым поднимая другую вверх

Главный пульт управления

Мост Александра Невского построен из железобетона, в то время, как остальные мосты в Петербурге – металлические (впрочем, Биржевой мост может похвастаться железобетонными опорами). Впоследствии, данный материал был признан негодным для использования в конструкциях мостов, поэтому строительство переправ ведется по-прежнему из металла. Пролеты моста, за исключением разводного, опираются на предварительно напряженные коробчатые строения, через которые пропущены ванты диаметром 7 сантиметров. Они и создают это самое напряжение конструкций. Натяжение вант зависит от температуры окружающего воздуха – на жаре ванты натягиваются специальными лебедками, а на холоде — натяжение ослабляется.

Анатолий Сергеевич и гидроцилиндр

Вот эта небольшая опора, наравне со своей второй сестрой, принимает на себя вес всего крыла и противовеса, а это 1400 тонн!

Теперь давайте изучим мост изнутри! Мы приехали на площадь Александра Невского за 50 минут до развода моста. Неспешным шагом, мы дошли до разводной части, по обеим сторонам от которой, находятся башенки. В верхней их части сидит охрана, а в нижней – расположен вход внутрь мостовой опоры. Туда-то нам и надо.

Нечасто удается посмотреть на разводной пролет с подобного ракурса

Часть воды отводится в реку, иначе бы дождь внутри моста был бы сильнее

У входной двери нас встретил начальник бригады — Кузнецов Анатолий Сергеевич, человек, который проработал на мосту Александра Невского уже 45 лет! Могу сказать сразу – лучшего экскурсовода было не найти. Мало того, что Анатолий Сергеевич любит свое дело и знает его на все сто процентов, он еще и отличный рассказчик. Помимо подробного повествования об устройстве моста, нас ждало несколько занимательных историй, свидетелем которых он стал.

Система видеонаблюдения

Вид на разводной пролет с наблюдательного балкончика

Не буду вас больше томить! Открыв заветную дверцу в башенке у разводного пролета, мы попадаем на первый этаж моста, с которого сразу же идет узкая лестница на второй. Всего в мостовой опоре пять этажей, отсчет которых ведется сверху вниз. Так как на втором этаже ничего интересного нет, мы сразу же спускаемся на третий этаж. На нем расположен пульт управления мостом, а также площадка, под разводным пролетом, на которой расположены некоторые механизмы моста, а так же ось, благодаря которой вращается крыло. На этой площадке, гидроизоляция похоже отсутствовала, потому что вся вода от дождя, идущего сверху, падала с потолка на пол. Хотя, по заверениям работников моста, это нормально. Сделав фотографии дождя, мы зашли в комнату, в которой установлен пульт управления мостом. Анатолий Сергеевич зажег свет и включил мониторы видеонаблюдения. До разводки оставалось полчаса.

Компьютерная система мониторинга за состоянием моста, которая нещадно привирает

Заветные кнопки

Относительно недавно, в начале нулевых годов, мост прошел модернизацию. Теперь вся местная электроника, установленная здесь, произведена в Японии и Германии. Вся силовая часть сохранилась с времен СССР и до сих пор работает на ура. На пульте управления установлен компьютер, который показывает некоторые параметры моста, такие как угол наклона крыла и давление в гидравлической системе. Рядом стоит аналоговый пульт, на котором эти параметры выводятся при помощи индикаторных лампочек. Что забавно, что старая система работает точнее чем компьютер, который сошел с ума и выдает совсем не то, что происходит на самом деле.

Индикация, которая помогает операторам следить за процессом разводки или наводки моста

На улице дождь и внутри дождь

Хотя, дождь внутри моста это нормально — мы же в Петербурге!

Тем временем, часы показали два часа ночи, а это значит, что до разводки моста оставалось ровно 20 минут. Если в этот момент смотреть на мост снаружи, то создастся впечатление, что ничего не происходит. Тем не менее, внутри моста выполняется одна важная операция – расклинка противовеса. Связано это с событиями 1982 года, когда при наводке моста, один из противовесов, весом в 800 тонн, оторвался от крыла и упал в воду. По удачному стечению обстоятельств, произошло это в тот момент, когда мост уже практически закончил наводку. Это помогло избежать массивных разрушений конструкции опор. Крыло, лишенное противовеса, плавно опустилось на свое место и замерло, как будто ничего не случилось. Последующие несколько месяцев, пока велось восстановление противовеса, на переправе разводили только одно крыло – со стороны Заневского проспекта. После окончания восстановительных работ, было решено модернизировать конструкцию моста и установить механизм подклинки противовеса. Суть это системы заключается в том, что в наведенном состоянии, под противовес подводятся упоры, которые снижают нагрузку на него. И вот, за двадцать минут до разводки переправы, эти упоры отъезжают в сторону, противовес более не фиксируется и мост сохраняет свое положение благодаря гидравлической системе.

Мост разведен!

Управление световой сигнализацией для судов

Опора режет воду

Финляндский железнодорожный мост, который, как ни странно, не принадлежит Мостотресту

За неспешным разговором, мы и не заметили, и как пришло время разводить мост. За минуту до разводки, оператор отдает команду на сайт Мостотреста, на котором отображается актуальная информация о состоянии того или иного моста. С этого момента мост отмечен как разведенный. После этого, охрана перекрывает проезжую часть и тротуары при помощи ограждений. Затем она докладывает оператору о том, что движение прекращено, и что разводной пролет свободен от людей и автомобилей. Ровно в 2:20, оператор нажимает на пульте управлению кнопку, запускающую первую группу насосов. В их задачу входит начальный этап разводки моста, который проводится с малой скоростью и заканчивается, когда угол подъёма крыльев достигает 12 градусов. В этот момент, оператор нажимает следующую кнопку, которая запускает вторую группу насосов, которые также называют маршевыми насосами. Скорость разводки моста в этот момент возрастает в три раза, и крылья моста поднимаются до отметки в 75 градусов.

Крыло моста во всей красе

Лестница на четвертый этаж. Обратите внимание на уютный коврик

А это лестница на последний, пятый этаж

В машинном отделении

Двигатель, вышедший из строя. Сейчас он на ремонте

Гидравлика

Контршток

Закончив рассказывать про принцип работы насосов, Анатолий Сергеевич нажал заветную кнопку. Как только он убрал руку с пульта, из рации раздался крик: «Бегут!». С молниеносной реакцией, наш экскурсовод остановил разводку. Его помощник, Александр Павлович Широков, недовольно закричал в рацию: «Кто бежит? С ума что ли сошли?». Ему ответили: «Девушка бежит, прорвалась!». И действительно, на мониторах промелькнула хрупкая фигурка, пробежавшая мимо каждой из камер по очереди. «Все, никого больше нет, можно разводить!» — доложили из рации. Анатолий Сергеевич повторно нажал на заветную кнопку. Не дожидаясь его команды, мы тут же высыпали на смотровой балкончик, и стали наблюдать за тем, как многотонная конструкция медленно, но верно ползет в сторону неба. Через 4 минуты крылья замерли в конечном положении – теперь мост разведен!

Несмотря на то, что мост разведен, корабли не имеют права начинать движение то того момента, пока оператор не зажжет зеленые огни на кончиках крыльев. Лишь только после этого, суда начинают движение через мост — сначала в одну сторону, а потом в другую. Частенько бывает так, что все корабли, запланированные по расписанию, проходят намного раньше запланированного времени окончания разводки. В этом случае, мост наводят раньше.

Шкаф с силовыми кабелями

Шкаф с линиями управления мостом

Выход на переходной мостик на нижнем этаже

Стоит также отметить, что в разведенном состоянии, крылья фиксируются специальным замком, а движение противовеса блокируется ограничителем, установленным на опоре. Опоры кстати, на мосту Александра Невского – необычные. В отличие от остальных петербургских мостов, на которых опора разводного пролета представляет собой одно целое, на нашем мосту установлены две полуопоры, соединенные между собой переходным мостиком. Также, в пространство между полуопорами, опускается противовес.

Посередине, между полуопорами, тот самый 800-тонный противовес

Запорное устройство, которое фиксирует крыло разводного пролета в разведенном положении

Теперь, когда мост разведен, мы можем отправиться изучать нижние его этажи. Выйдя из пультовой, мы снова оказались в помещении, где шел дождь. Теперь оно видоизменилось – потолок ушел наверх, и противоположная часть разводного пролета предстала нашему взору. По лестнице мы спустились на следующий этаж: на нем была расположена щитовая комната и машинное отделение. Весь механизм, который обеспечивает разводку и наводку моста, чрезвычайно прост. Насосы накачивают масло в гидроцилиндр, двигая поршень, к которому прикреплен шток, соединенный с крылом моста. При наводке моста, масло подается с другой стороны поршня, двигая его в обратную сторону.

Взгляд на лавру из под моста

Гостиница «Москва»

Осмотрев машинное отделение, мы спустились на последний, пятый этаж. Здесь находятся распределительные шкафы для силовых кабелей и цепей управления, после которых, вышеперечисленные кабели уходят под пол. Далее они проходят под дном Невы и попадают в опору на другой стороне разводного пролета.

Последний этаж и кабели, уходящие к другой полуопоре

Аэрозоль здесь не любят

С последнего этажа моста, можно выйти на переходной мостик, ведущий ко второй полуопоре. Проходит он прямо под противовесом, который, как вы помните, весит около 800 тонн. Вспоминая историю 1982 года, о которой я рассказывал в начале статьи, становится не по себе. Особой изюминкой нахождения на переходном мостике, является возможность увидеть кусок упавшего противовеса – он торчит из воды. Поднимать его не стали.

Старый противовес, который оторвался от крыла в 1982 году

На переходном мостике

Стоя на переходном мостике, мы встретили первые корабли, идущие в сторону Финского залива. Поскольку мостик расположен на высоте примерно метра над водой, при наводнениях его притапливает. Нам повезло — уровень воды в Неве был в норме, поэтому мы могли смотреть на проходящие корабли с очень интересного ракурса, находясь практически на одном уровне с поверхностью реки. Посмотрев на пару-тройку судов, мы отправились обратно, в комнату с пультом управления. Там, Анатолий Сергеевич поведал нам несколько забавных историй. Расскажу я их от его лица, так будет легче.

Первые корабли проходят через мост

История №1. Бравый моряк

Развели мы мост в одну из летних ночей. Все было спокойно, как вдруг к пролету подходит моряк, судя по походке, выпивший. А крыло-то разведено на 75 градусов и решетка, благодаря этому, стала похожа на лестницу. Под одобрительные возгласы, собравшихся поодаль дам, моряк вскарабкался на самую верхушку крыла. Когда он залез наверх, ему походу стало страшно, и спускаться он отказался. Пришлось вызывать пожарных с выдвижной лестницей, чтобы помочь бедняге. Амплуа героя было безнадежно утеряно. Спускался он уже под одобрительные возгласы пожарных, собравшихся у лестницы.

Переходной мостик

Ночная Нева выглядит сурово

История №2. Про мешки

Мы готовились развести мост. Ограждения уже были выставлены и мы, получив отчет о том, что всё перекрыто, начали разводку. В этот момент, от веселой компании, стоявшей недалеко от ограждений, отделились трое смельчаков и побежали по крылу моста наверх. Они не знали, что на 12 градусах включается вторая скорость, поэтому на середине крыла их ждал сюрприз – оно начало подниматься в три раза быстрее. Ну а поскольку держаться им было не за что, так как они бежали ровно посередине, то они как мешки с мусором, съехали в низ. Ну ничего, не расшиблись вроде, но ушли ковыляя.

Проезжая часть торчит из потолка

Троллейбусные провода в неестественном положении

История №3. Про падения

Сидели мы как-то в пультовой уже после разводки моста. Тогда входных башенок еще не было, а был просто люк в асфальте. Погода стояла хорошая и он был на распашку. Вдруг слышим грохот! Выбегаем, а там морячок лежит под лестницей, весь в крови. Ну я давай его в чувство приводить, он очнулся вроде. Мы с ним поднялись обратно на тротуар, я ему говорю, мол давай вызову скорую. А тот с ужасом в глазах отказывается, говорит, что помощь ему не нужна. Я ему в сторону площади показал рукой и сказал, чтобы туда шел, он вроде поковылял туда. Я же спустился вниз и стал тряпкой кровь вытирать, как вдруг на меня сверху грохается что-то тяжелое. Как вы думаете, что это было? Тот самый моряк!

Проход закрыт

История №4. Про подземный ход

Часто к нам подходят люди и просятся на ту сторону, говорят, что очень надо! А мы и отвечаем, что мост-то разведен и надо ждать. Тогда они к нам наклоняются и заговорческим тоном шепчут: «Да ладно, мы-то знаем, что у вас есть ход для сотрудников на ту сторону». Попробуй их переубеди, ведь хода-то реально нет!

Мост. Вид с берега

На часах 4 часа утра. Все корабли в сторону Финского залива давно прошли, и осталось несколько, идущих в сторону Ладожского озера. Сегодня мост наведут раньше графика, а это значит, что смена близится к завершению. Мы поднялись на тротуар, чтобы сделать пару фотографий проезжей части, задранной к небу. Провода троллейбусной контактной сети висели безвольно как макароны. Коллега Анатолия Сергеевича, отвел нас на берег, в офис для работников моста. Он находится прямо внутри пандуса, расположенного на левом берегу Невы. Там нам показали мастерские, комнаты отдыха и даже гараж. На этом, наша экскурсия подошла к концу. Спустя мгновение, я шагал по утреннему Невскому проспекту. Дождь уже закончился, и на улице было очень свежо. Первые машины летели по еще пустым улицам. Город просыпался, а я шел спать.

Гараж внутри пандуса

Гаечный ключ. Судя по его размерам (ключ больше человеческого роста), он используется при обслуживании моста

Точность — вежливость королей!

Запасные светофоры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *