Кавказ 2019. Глава 7. Кармадонское ущелье

Памяти Сергея Бодрова — младшего и всех погибших при сходе ледника Колка

20 сентября 2002 года — эту дату знают многие жители нашей страны. Вечером этого дня произошла ужасная трагедия — в Кармадонском ущелье произошел сход ледника Колка, который двигаясь с огромной скоростью в считанные минуты накрыл долину реки Геналдон гляциально-селевым потоком. Высота каменно-ледяной массы достигала отметки в 150-200 метров. Селевой поток, продвигаясь по ущелью, уничтожал всё, что попадалось ему на пути — базы отдыха, дороги, линии электропередач. Но самое страшное — это человеческие жертвы. Сход ледника по официальным источникам унес 19 жизней и еще 106 человек, включая режиссера Сергей Бодрова — младшего и более 40 членов его съёмочной группы, числятся пропавшими без вести. Спустя 17 лет после трагедии мы побывали в Кармадонском ущелье и несмотря на прошедшее время, гнетущая и тяжелая атмосфера, пронизывающая эти места, никуда не делась. Да и вряд ли куда-либо денется на нашем веку.

Памятник, посвященный жертвам схода ледника Колка, расположенный на трассе, ведущей к ущелью.
Дорога в ущелье
Путь начинается спокойно — красивые пейзажи, низкие горы

Первая попытка попасть в Кармадонское ущелье не увенчалась успехом — где-то мы свернули не туда. Узкая дорога между скалами, гладкими, как будто какой-то великан срезал их ножом, вела нас всё выше и выше. На очередном витке серпантина мы поняли, что наши легковые авто чужие для этой местности.

Подозрительно гладкие скалы.
Дорога вверх.
Как я уже когда-то говорил — если едешь изучать Кавказ, то на хорошие дороги лучше не рассчитывай.
Только что преодолённый серпантин
Чем выше в горы тем уже дороги.
Финальная точка нашего маршрута. Наши машины замерли не сумев преодолеть очередной подъём.
Не покорившаяся нам дорога

Потерпев фиаско мы не были готовы так просто сдаться. Рядом с местом нашей вынужденной остановки стояло несколько машин на которых приехали местные ребята. Мы решили спросить у них нет ли другой дороги в ущелье и столкнулись с фирменным кавказским гостеприимством. Мало того, что нам объяснили как мы можем добраться до нужного места, так еще и сопроводили до туда. Хочется отметить, что путь был не самый близкий — километров 20, не меньше. Тем не менее это не помешало местным ребятам проехать всю эту дистанцию с нами.

Наш проводник перед въездом в ущелье. У этого места есть название — Кармадонские ворота. Высокие и расположенные недалеко друг от друга скалы, подобно настоящим воротам, остановили смертоносный селевой поток.

Ущелье начинается с так называемых Кармадонских ворот — узкого места, зажатого между скалами, которое и остановило в свое время бешенный селевой поток. Рядом расположен один из старых тоннелей, через которые до трагедии проходила дорога в ущелье. На его портале закреплена памятная доска, посвященная Сергею Бодрову. Место это очень гнетущее. Здесь в очередной раз понимаешь насколько человек бессилен перед стихией.

Один из заброшенных тоннелей, расположенных на дороге в ущелье. Как и все остальные его собратья забит селевой массой и непригоден к использованию. Дорога проложена в обход.
Мемориальная доска, посвященная Сергею Бодрову на портале одного из тоннелей.
Сам тоннель. Несмотря на расположение мемориальной доски, съёмочную группу Сергея Бодрова (были свидетели, что многие из ее состава смогли укрыться в тоннеле) искали в другом тоннеле, расположенном южнее.
Башня на фото — шахта, пробуренная в тоннель в ходе поисков съёмочной группы Сергея Бодрова. Всего было пробурено 20 скважин и лишь последняя смогла достигнуть тоннеля. К сожалению, оказалось, что пространство тоннеля полностью заполнено водой.

После Кармадонских ворот дорога начинает идти вверх по краю ущелья. Внизу остается каменная масса — остатки сошедшего ледника. За 17 лет он почти растаял, но надежды найти останки погибших людей, к сожалению, нет. Дно ущелья по-прежнему скрыто каменным панцирем, который останется здесь навсегда.

Дорога, поднимающаяся вдоль ущелья к поселку Верхний Кармадон.

Вскоре дорога привела нас к наполовину заброшенному поселку Верхний Кармадон. Его брат — посёлок Нижний Кармадон — был начисто снесен селевым потоком при сходе ледника. От него не осталось ничего. Поскольку из двух посёлков остался лишь один, он был переименован в просто Кармадон, без указания высотности.

Заброшенные дома Верхнего Кармадона
Жилье с шикарным видом. Только жить в нем невозможно.

Задерживаться в этих местах было сложно как психологически, так и эмоционально. По этой причине мы почти не останавливаясь поехали дальше. Не хотелось нарушать покой тех, кто нашёл здесь своё последнее пристанище.

Дорога дальше

Как оказалось, наша следующая цель была не менее мрачной чем предыдущая. Об этом я обязательно расскажу в следующей публикации. Не прощаюсь.

Фото, найденное на просторах интернета. Кармадонское ущелье вскоре после схода ледника. Масштаб трагедии хорошо виден.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *