Маяки Эстонии. Маяк Летипеа

Маяки Эстонии. Маяк Летипеа

Привет.

С небольшой задержкой продолжаю свой проект про маяки Эстонии и сегодня, в этой небольшой статье, я расскажу про маяк Летипеа (Letipea) (№040). Это второй путевой огонёк для кораблей на берегу (если двигаться на авто вдоль Финского залива от Нарвы к Таллину).

Серия публикаций «Маяки Эстонии». Остальные статьи на эту тему доступны здесь

Маяк стоит на самом берегу Финского залива

Такая квадратная форма, как у маяка Летипеа, является типовой. Казалось бы, раз таких как он много, то зачем к нему ехать. Тут не соглашусь! Во первых: до маяка легко добраться на машине, что бывает не так часто, как хотелось бы. Во вторых: здесь действительно красивая природа, а если вы заедете сюда осенью, то вас будет ждать поистине шикарный вид.

Осенью здесь особенно красиво

Маяк Летипеа расположен на одноименном месте вблизи от деревень Кунда, Малла, Куура и Летипеа. Места эти достаточно обитаемые — ближайшие жилые дома находятся крайне недалеко и, благодаря этому обстоятельству, мимо маяка проходит грунтовая дорога в очень хорошем состоянии.

Задняя часть маяка

Координаты маяка Летипеа:

https://yandex.ru/maps/-/CGW24Oil

Около маяка очень живописный берег

Первый маяк на этом месте был построен неким купцом Щербиным в 1815 году из дерева и просуществовал всего лишь два года. Он достигал высоты чуть более 12 метров и помогал сделать безопасным мореходство между мысом Летипеа и островом Утью. Также он служил ориентиром для путников на лесной дороге Нарва — Ревель (Таллин)

Текущая версия маяка была построена в 1951 году

В 1930 году на мысе Летипеа была построена спасательная станция. Для судов, обслуживающих её, в 1936 году было начато строительство второй версии маяка. На этот раз это была круглая железнобетонная башня высотой в 16 метров и диаметром в 2 метра. Проект этот являлся типовым — такие же маяки можно встретить на острове Сааремаа. Огонь нового сооружения был виден на 12 морских миль.

Строительство второй версии маяка Летипеа. 1936 год (фотография из архива Морского музея Эстонии https://meremuuseum.ee/ru/)

Маяк был оснащен ацителеновым фонарём с разными светофильтрами в следующих секторах: белый 50 ° –58 °, зеленый 58 ° –105 °, белый 105 ° –153 °, красный 153 ° –163 °, зеленый 163 ° –171,5 ° и белый 171,5 °, который светил в сторону пляжа. Цветные огни маяка предупреждали корабли об острове Утью и других островах, находящихся в прибрежной морской зоне.

Цветовые сектора маяка
Маяк Летипеа и его строители. 1936 год (фотография из архива Морского музея Эстонии https://meremuuseum.ee/ru/)

Световая характеристика нового маяка была следующей: FI(3) W/R/G 12 s; (0,3 + 1,2) x 2 + 0,3 + 8,7 = 12 s. Расшифруем:

  • FI(3) — ПРОБЛЕСКОВЫЙ (количество групп проблесков — 3),
  • W/R/G 12s — Цвета: Белый/Красный/Зелёный, длительность одной группы проблесков — 12 секунд.
  • Временная расшифровка: (0,3 секунды горит + 1,2 секунды не горит) x 2 раза + 0,3 секунды горит + 8,7 секунды не горит.
Маяк Летипеа. Вид с воды. 1936-1941 годы (фотография из архива Морского музея Эстонии https://meremuuseum.ee/ru/)

К сожалению, второй версии маяка не суждено было долго существовать. В 1941 году, во время Второй мировой войны он был взорван. Уже после войны, в 1945 году, был построен временный маяк, оснащенный ацителеновым фонарём. Конфигурация цветовых секторов была схожа с конфигурацией разрушенного маяка.

Пару слов об ацителеновых фонарях

Ацетиленовый фонарь (он же карбидная лампа) —  лампа, где источником света служит открытое пламя струи сжигаемого ацетилена, который, в свою очередь, получается из химической реакции карбида кальция с водой.

Схема ацителенового светового оборудования

Вентиляционная система ацителеновых световых аппаратов обеспечивает удале­ние из фонаря продуктов сгорания ацетилена, доступ внутрь фо­наря чистого воздуха, предохраняет пламя горелки от задувания и исключает возможность попадания внутрь фонаря воды.

Современный маяк Летипеа

Современный маяк Летипеа

В 1951 году на смену временному маяку пришёл постоянный. Внешне он представлял из себя железобетонную башню квадратного сечения с высотой 14.8 метра. Световое оборудование располагалось на крыше маяка и было представлено всё тем же ацителеновым фонарём.

Маяк Летипеа. 12.09.1974 (фотография из архива Морского музея Эстонии https://meremuuseum.ee/ru/)
Морская сторона маяка Летипеа 12.09.1974 (фотография из архива Морского музея Эстонии https://meremuuseum.ee/ru/)
Вход в маяк 12.09.1974 (фотография из архива Морского музея Эстонии https://meremuuseum.ee/ru/)

В ходе модернизации, проведенной в 1980 году, на маяк были установлены радиоизотопные (ядерные) элементы питания (дети, помните: с радиацией шутки плохи!). После распада Советского союза, в 1993 году они были демонтированы и извлечены из маячной башни. С 1993 по 1995 год маяк не работал и дорогу судам не указывал.

В 1995 году на маяк было установлено новое автоматическое оборудование, источником питания для которого стали солнечные батареи. Сердцем маяка стал светооптический аппарат ЭМН-500. Прежняя схема цветных секторов была сохранена.

Маячный электрический светооптический аппарат ЭМН-500
Наше время

В 2007 году маяк был модернизирован еще раз — световой аппарат был заменен на светодиодный, модели E8274. Цветовые сектора были убраны. Современный огонь маяка располагается на высоте 19 метров над уровнем моря и на высоте 1.5 метра над крышей башни. Видимость огня — 7 морских миль.

Светодиодный оптический аппарат модели E8722, схожий с установленным на маяке
Видимо радиоактивные источники питания сделали свое дело — вокруг маяка куча хороших грибов.

Нынешняя световая конфигурация маяка: FI(4) W 18s (1+1)*3+1+11=18. По традиции расшифрую:

  • FI(4) — ПРОБЛЕСКОВЫЙ (количество групп проблесков — 4),
  • W 18s — Цвет: Белый, длительность одной группы проблесков -18 секунд.
  • Временная расшифровка: (1 секунда горит + 1 секунда не горит) x 3 раза + 1 секунда горит + 11 секунд не горит.

Маяк изучен, грибы собраны, пришло время отправляться в дальнейший путь. До встречи!

Громадные грибы из предместий маяка

Tags: , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *