Привет.
С небольшой задержкой продолжаю свой проект про маяки Эстонии и сегодня, в этой небольшой статье, я расскажу про маяк Летипеа (Letipea) (№040). Это второй путевой огонёк для кораблей на берегу (если двигаться на авто вдоль Финского залива от Нарвы к Таллину).
Серия публикаций "Маяки Эстонии".
Остальные статьи на эту тему доступны здесь:
Такая квадратная форма, как у маяка Летипеа, является типовой. Казалось бы, раз таких как он много, то зачем к нему ехать. Тут не соглашусь! Во первых: до маяка легко добраться на машине, что бывает не так часто, как хотелось бы. Во вторых: здесь действительно красивая природа, а если вы заедете сюда осенью, то вас будет ждать поистине шикарный вид.
Маяк Летипеа расположен на одноименном месте вблизи от деревень Кунда, Малла, Куура и Летипеа. Места эти достаточно обитаемые — ближайшие жилые дома находятся крайне недалеко и, благодаря этому обстоятельству, мимо маяка проходит грунтовая дорога в очень хорошем состоянии.
Координаты маяка Летипеа:
Первый маяк на этом месте был построен неким купцом Щербиным в 1815 году из дерева и просуществовал всего лишь два года. Он достигал высоты чуть более 12 метров и помогал сделать безопасным мореходство между мысом Летипеа и островом Утью. Также он служил ориентиром для путников на лесной дороге Нарва — Ревель (Таллин)
В 1930 году на мысе Летипеа была построена спасательная станция. Для судов, обслуживающих её, в 1936 году было начато строительство второй версии маяка. На этот раз это была круглая железнобетонная башня высотой в 16 метров и диаметром в 2 метра. Проект этот являлся типовым — такие же маяки можно встретить на острове Сааремаа. Огонь нового сооружения был виден на 12 морских миль.
Маяк был оснащен ацителеновым фонарём с разными светофильтрами в следующих секторах: белый 50 ° –58 °, зеленый 58 ° –105 °, белый 105 ° –153 °, красный 153 ° –163 °, зеленый 163 ° –171,5 ° и белый 171,5 °, который светил в сторону пляжа. Цветные огни маяка предупреждали корабли об острове Утью и других островах, находящихся в прибрежной морской зоне.
Световая характеристика нового маяка была следующей: FI(3) W/R/G 12 s; (0,3 + 1,2) x 2 + 0,3 + 8,7 = 12 s. Расшифруем:
- FI(3) — ПРОБЛЕСКОВЫЙ (количество групп проблесков — 3),
- W/R/G 12s — Цвета: Белый/Красный/Зелёный, длительность одной группы проблесков — 12 секунд.
- Временная расшифровка: (0,3 секунды горит + 1,2 секунды не горит) x 2 раза + 0,3 секунды горит + 8,7 секунды не горит.
К сожалению, второй версии маяка не суждено было долго существовать. В 1941 году, во время Второй мировой войны он был взорван. Уже после войны, в 1945 году, был построен временный маяк, оснащенный ацителеновым фонарём. Конфигурация цветовых секторов была схожа с конфигурацией разрушенного маяка.
Пару слов об ацителеновых фонарях
Ацетиленовый фонарь (он же карбидная лампа) — лампа, где источником света служит открытое пламя струи сжигаемого ацетилена, который, в свою очередь, получается из химической реакции карбида кальция с водой.
Вентиляционная система ацителеновых световых аппаратов обеспечивает удаление из фонаря продуктов сгорания ацетилена, доступ внутрь фонаря чистого воздуха, предохраняет пламя горелки от задувания и исключает возможность попадания внутрь фонаря воды.
Современный маяк Летипеа
В 1951 году на смену временному маяку пришёл постоянный. Внешне он представлял из себя железобетонную башню квадратного сечения с высотой 14.8 метра. Световое оборудование располагалось на крыше маяка и было представлено всё тем же ацителеновым фонарём.
В ходе модернизации, проведенной в 1980 году, на маяк были установлены радиоизотопные (ядерные) элементы питания (дети, помните: с радиацией шутки плохи!). После распада Советского союза, в 1993 году они были демонтированы и извлечены из маячной башни. С 1993 по 1995 год маяк не работал и дорогу судам не указывал.
В 1995 году на маяк было установлено новое автоматическое оборудование, источником питания для которого стали солнечные батареи. Сердцем маяка стал светооптический аппарат ЭМН-500. Прежняя схема цветных секторов была сохранена.
В 2007 году маяк был модернизирован еще раз — световой аппарат был заменен на светодиодный, модели E8274. Цветовые сектора были убраны. Современный огонь маяка располагается на высоте 19 метров над уровнем моря и на высоте 1.5 метра над крышей башни. Видимость огня — 7 морских миль.
Нынешняя световая конфигурация маяка: FI(4) W 18s (1+1)*3+1+11=18. По традиции расшифрую:
- FI(4) — ПРОБЛЕСКОВЫЙ (количество групп проблесков — 4),
- W 18s — Цвет: Белый, длительность одной группы проблесков -18 секунд.
- Временная расшифровка: (1 секунда горит + 1 секунда не горит) x 3 раза + 1 секунда горит + 11 секунд не горит.
Маяк изучен, грибы собраны, пришло время отправляться в дальнейший путь. До встречи!
4 комментария на «“Маяки Эстонии. Маяк Летипеа”»
Спасибо Вам большое, это прекрасный информационный (и не только) материал.Всего самого доброго Вам и всем Вашим ув. близким.
Спасибо вам и всего вам доброго 🙂
Какой же он мне родной этот маяк; посетить бы эти места ещё раз. Я бы прошёл пешком весь участок заставы.
Если у вас есть что рассказать про маяк, я готов добавить на сайт