Привет, бродяги!
Как вы помните из прошлой главы мы доехали до Бухары и на этом повествование закончилось. Пришло время его продолжить! Итак, мы в Buxoro, судя по вывеске на здании вокзала.
Старый город в Бухаре расположен достаточно далеко от вокзала — не менее чем в 15 километрах. Единственный приемлемый по соотношению цена/качество способ добраться до центра. Об этом прекрасно знаю таксисты, которые целой армией толпятся у выхода с вокзала. Но мы тоже хитрые.
С некоторыми усилиями мы протиснулись через эту орущую ораву и отошли от вокзала метров на 200. Там мы и взяли такси за более адекватную цену. Если не знаете, что сказать таксисту — скажите «Гони в Лаби хауз». Это одна из центральных площадей Бухары, архитектурный ансамбль, созданный в 16 — 17 веках. Именно туда мы и добрались.
Ансамбль состоит из двух медресе, площади с памятником Ходже Насредину и ханаки Надир-Диван-беги. Никакие диваны тут не бегают, если что. Ханака это суфийская обитель. Изначально ханаки были скромными приютами монахов-аскетов, но затем превратились в целые комплексы, детально продуманные и богато украшенные.
Побродив по Ляби-Хауз мы отправились дальше вдоль канала Шахруд. С первых мгновений Бухара вызвала у меня интересные ощущения — это очень необычный город. Мне кажется, что её можно сравнить с Агробой из диснеевского мультфильма Алладин.
Побродив тропами Алладина мы оставили узкие улочки Бухары позади и вышли к крепости Арк. Это самый древний памятник города и по совместительству цитадель и резиденция бухарских правителей. Первые упоминания о крепости относятся аж к 3 веку до нашей эры. Чувствуете, как повеяло историей?
Крепость Арк хоть и сохранилась до наших времен, но к сожалению не полностью. Видно, что крепостные стены были отреставрированы, но стоит обойти цитадель по кругу, как вы заметите, что сделано было это не в полном объеме. Внутрь крепости можно зайти, там организован музей. Стоимость билетов крайне демократична и даже если взять персонального экскурсовода за рамки бюджета вы не выйдете. Отреставрированная часть сооружения занимает меньше четверти полной его территории.
Крепость являлась резиденцией правителей Бухары до 1920 года. До нашего времени дожили входные ворота 1893 года постройки, дворцовая мечеть Джоме 18 века постройки, двор премьер-министра Бухарского эмирата 19 века постройки и тронный зал 17 века постройки.
Нагулявшись по крепости с экскурсоводом, которая, кстати, усиленно намекала на денежное вознаграждение за хорошую экскурсию (тщетно), мы отправились к самой большой мечети Бухары — Калян. Расположена она в составе комплекса Пои-Калян, который включает в себя помимо мечети еще два медресе.
Пока мы осматривали мечеть на улице стемнело. Самое время для ужина. Быстро изучив рынок с помощью интернета мы отправились в ресторан и крайне приятно подкрепились.
Прежде чем отправиться в сторону вокзала мы решили еще раз навестить мечеть Калян и посмотреть на то, как она выглядит при подсветке. Монументально, доложу я вам.
Далее мы вернулись к Ляби-Хаузу где вдоль дороги расположилась целая вереница таксистов. Забавно, но на нашу цену никто не соглашался. Никто, кроме последнего таксиста. Он попросил добавить 20 рублей сверху, мы были не против и наша поездка началась. По пути таксист задавал стандартные вопросы, которые мы уже слышали в Ташкенте от его коллег. «Ребята, вы откуда?», «Как живется в России?», «Сколько зарабатываете?». Получив ответы, таксист принялся жаловаться. «Я же советский человек, — молвил он, — люблю на ужин водочки выпить, а в магазин ходить лень. Прошу иногда сына, а он мне говорит, что не может мне помочь, так как всевышний против. Я ему отвечаю: а ты попроси продавца бросить бутылку прямо в сумку и не касайся её. Всё равно не соглашается!» Тем временем машина доехала до вокзала. Посочувствовав таксисту мы расплатились с ним и отправились в зал ожидания.
Войдя в здание вокзала мы прошли бессмысленную и беспощадную процедуру регистрации и хотели уже было сесть в зале ожидания для плебеев, как вдруг к нам подошла молодая узбекская девушка в железнодорожной форме. «Не хотите ли перейти в зал ожидания повышенной комфортности?» — скромно молвила она и тут же добавила: «за 200 рублей с человека». Мы поинтересовались, какие блага нам сулит эта услуга. «Вайфай, чай и уютная обстановка» — неуверенно ответила она. Посовещавшись мы согласились. Она взяла денежки, выдала нам чеки и отвела на второй этаж вокзала в комнату, которую вы увидите на следующем фото. Выглядел зал ожидания крайне монументально. На одном из диванов спал молодой парень, а вай-фай не работал. Пришлось утешаться чаем.
За 10 минут до прибытия поезда мы спустились на платформу, но он не появился в назначенное время. Мы озадаченные подошли к милиционеру, чтобы узнать где же наш экспресс. «Опаздывает на полчаса», — бодро отрапортовал страж порядка. «Вот это точность», — подумали мы. Через 30 минут поезд и правда причалил к платформе и мы отправились в свой уютный СВ-вагон. На месте оказалось, что вагон старый, в соседних купе шумят, а дверь еле закрывается, но это совсем другая история 🙂