Дагестан-2018. Глава 7. На пути к каньону реки Сулак

Привет!

Продолжаем наши дагестанские покатушки. Выбравшись из Карадахской теснины мы снова отправились в дорогу. Следующая наша цель — поселок Дубки и каньон реки Сулак, но до них еще надо доехать. Этим и займемся! 

Типичная дагестанская дорога

Помните речку Квартах из Карадахской теснины? Можно сказать, что весь сегодняшний день мы ехали вдоль вытекающей из нее воды. Смотрите сами: Квартах впадает в реку Аварское Койсу, которая в свою очередь сливается со своей коллегой — рекой Андийское Койсу. Вместе они образуют реку Сулак с ее многочисленными гидроэлектростанциями, водохранилищами, ну и конечно, знаменитым каньоном.

Повезло! На пути встретился асфальт

Через некоторое время после теснины началась хорошая асфальтовая дорога, которая продолжалась аж до Сулака.

Цвет воды во время нашего путешествия неоднократно менялся от  грязно-коричневого до бирюзового. И что интересно, эти изменения проходили в одной речной системе.

Гоцатлинское водохранилище на реке Аварское Койсу
Поддельная заправка Роснефти

Не помню, рассказывал вам или нет, но в Дагестане нет ни одной сетевой автозаправочной станции! Зато есть много-много подделок под них. «Росснефть», «Ликойл», «Газ» (в оформлении «Газпромнефти») — вот неполный список местных аналогов. Я сам лично видел заправку нефтяной компании «Юкос», которой не существует уже более 10 лет.

Ирганайское водохранилище на реке Аварское Койсу

Пока мы ехали вдоль реки Аварское Койсу, нам удалось посмотреть на парочку водохранилищ, расположенных на ней. Первым на нашем пути появилось Гоцатлинское водохранилище. Оно образовано недавно возведенной одноименной гидроэлектростанцией. Интересный факт — Гоцатлинская ГЭС является первой станцией, построенной не в советское время.

Ирганайское водохранилище

Следующим водохранилищем на нашем пути оказалось Ирганайское. Оно больше предыдущего в 3-4 раза и образовано Ирганайской ГЭС, являющейся крупнейшей гидроэлектростанцией плотинно-деривационного типа в России. В паре с Гоцатлинской ГЭС она образует каскад.

Позволю себе рассказать вам немного о том, что такое ГЭС деривационного типа. Для начала — маленький рисунок:

Устройство ГЭС деривационного типа (картинка взята из интернета)

ГЭС подобного типа строятся в тех местах, где русло реки имеет большой уклон и отсутствует возможность накопить большой запас воды. На таких станциях вода забирается на некотором удалении от самого сооружения при помощи водоводов. Они имеют небольшой уклон, намного меньший, чем у естественного русла, что позволяет за счет перепада высот, получить на выходе нужный напор воды. На ГЭС плотинно-деривационного типа вода забирается не из русла реки, а из водохранилища, расположенного у станции.

Поселок городского типа Шамилькала, расположенный около Ирганайского водохранилища. В нем есть даже многоэтажки!
Река Аварское Койсу, неподалеку от слияния с рекой Андийское Койсу

После Ирганайской ГЭС мы ехали еще некоторое время вдоль реки Аварское Койсу и практически доехали до слияния с рекой Андийское Койсу. А это, как вы помните, исток реки Сулак. Специально для вас нашел фотографию этого места в интернете.

Слияние рек Аварское Койсу и Андийское Койсу. Исток реки Сулак. Фотография взята на просторах интернета

Дальнейший наш маршрут уходил от реки Аварское Койсу в сторону, а затем поднимался в горы. Несмотря на отсутствие воды и видов на неё, нас ждали еще парочка интересных объектов.

Горное шоссе
Потихоньку поднимаемся наверх
Портал тоннеля Гимры

Первый из них — тоннель Гимры. На самом деле, ничего выдающегося в нем нет — его длина немногим превышает 300 метров. Тем не менее, он внес разнообразие в дорогу. Дальше нас ждал более интересный объект, настоящее инженерное лакомство — Гимринский тоннель. Это самый длинный автодорожный тоннель на территории России, его длина — 4303 метра. Строилось это выдающееся сооружение почти 33 года. Проходка была начата 31 декабря 1979 года, а торжественное открытие тоннеля состоялось 2 октября 2012 года.

Входной портал Гимринского тоннеля (фото взято на просторах интернета)

Посмотрев на фотографию сверху, вы можете сказать, что тоннеля получается целых два. В принципе, так оно и есть — параллельно автомобильному тоннелю проходит сервисная дренажно-вентиляционная штольня. Связь между ними осуществляется при помощи сбоек, расположенных через каждые 300 метров. Наибольшая глубина залегания тоннеля — 900 метров. Воу!

Гимринский тоннель (фото взято на просторах интернета) 

После тоннеля начался плавный и очень затяжной спуск от горного хребта к равнинной местности. Через некоторое время дорога привела нас к воротам Миатлинской ГЭС. Суровые охранники обыскали машину и запустили нас на территорию. Далее нас ждал технический тоннель, проложенный прямо под горным массивом. Внутри он выглядел потрясающе — какая-либо обделка в данном сооружении отсутствовала, а роль стен и потолка выполняла горная порода. После тоннеля асфальтовая дорога закончилась и уступила место грунтовке, которая уходила резко вверх.

Портал технического тоннеля Миатлинской ГЭС
В тоннеле. Он интересен тем, что у него отсутствует какая-либо обделка. В роли стен и потолка выступает горная порода
Летим сквозь гору
Вид на Миатлинскую ГЭС. За ней начинается каньон реки Сулак

Когда мы заехали в гору по грунтовке, нашим глазам открылся прекрасный вид на Миатлинскую ГЭС. Она входит в состав Сулакского каскада гидроэлектростанций и является контррегулятором для Чиркейской ГЭС, сглаживая колебания уровня воды в реке Сулак. Высота плотины — 87 метров, а ее длина 179 метров. Сооружение крайне масштабное и интересное.

Вид на ГЭС с обратной стороны

Полюбовавшись на ГЭС мы продолжили движение по грунтовой дороге. Она была проложена по склону стены каньона, огибая многочисленные выступы. Это довольно сильное впечатление, когда ты едешь по дороге, понимая, что на расстоянии пары вытянутых рук от тебя начинается обрыв, который тянется вниз метров на 300.

Дорога вдоль реки проходит по склону горы и огибает каждый ее выступ
Излучина реки Сулак

Первое, что бросается в глаза, это необычный цвет реки Сулак. Бирюзовым оттенком она обязана взвешенным частицам голубой глины, содержащимся в воде. 

Цветы воды в Сулаке — космический

Стена каньона, расположенная напротив нас, поднималась выше нашего местоположения еще метров на 300. Там наверху располагается поселок Дубки, но мы попадем туда только вечером и на обзорную площадку до утра не пойдем. Представляю, какие нас ждут виды.

Дорога вдоль русла реки
Справа село Зубутли. На дальнем высоком берегу расположен поселок Дубки, но о нем в следующий раз
Говорят, что таким необычным цветом воды, Сулак обязан взвешенным частицам голубой глины
Глубина каньона достигает в некоторых местах 1920 метров, что на 120 метров больше чем у знаменитого Гранд-Каньона

Вдоволь налюбовавшись на красоты каньона мы вернулись к ГЭС и затем добрались до поселка Дубки по трассе. Попутно нам удалось посмотреть на шикарный закат и на равнинное течение реки Сулак.

Закат неподалеку от Миатлинской ГЭС

Завтра нас ждет последний день нашего путешествия и фантастические виды с обзорной площадки. До встречи!

Вид с высоты на Чирютинское водохранилище, образованное тремя Чирютинскими ГЭС на реке Сулак. Это нижняя часть Сулакского каскада ГЭС

Напоследок: ссылка на наш маршрут от Карадахской теснины до поселка Дубки: https://www.google.com/maps/@42.7890185,46.7686231,10z/data=!3m1!4b1!4m2!6m1!1s1DNx11KZYdYwCVC38Xqa-dSe1Jd-4XwtB

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *