Привет!
Продолжаем наши дагестанские покатушки. Выбравшись из Карадахской теснины мы снова отправились в дорогу. Следующая наша цель — поселок Дубки и каньон реки Сулак, но до них еще надо доехать. Этим и займемся!
Помните речку Квартах из Карадахской теснины? Можно сказать, что весь сегодняшний день мы ехали вдоль вытекающей из нее воды. Смотрите сами: Квартах впадает в реку Аварское Койсу, которая в свою очередь сливается со своей коллегой — рекой Андийское Койсу. Вместе они образуют реку Сулак с ее многочисленными гидроэлектростанциями, водохранилищами, ну и конечно, знаменитым каньоном.
Через некоторое время после теснины началась хорошая асфальтовая дорога, которая продолжалась аж до Сулака.
Цвет воды во время нашего путешествия неоднократно менялся от грязно-коричневого до бирюзового. И что интересно, эти изменения проходили в одной речной системе.
Не помню, рассказывал вам или нет, но в Дагестане нет ни одной сетевой автозаправочной станции! Зато есть много-много подделок под них. «Росснефть», «Ликойл», «Газ» (в оформлении «Газпромнефти») — вот неполный список местных аналогов. Я сам лично видел заправку нефтяной компании «Юкос», которой не существует уже более 10 лет.
Пока мы ехали вдоль реки Аварское Койсу, нам удалось посмотреть на парочку водохранилищ, расположенных на ней. Первым на нашем пути появилось Гоцатлинское водохранилище. Оно образовано недавно возведенной одноименной гидроэлектростанцией. Интересный факт — Гоцатлинская ГЭС является первой станцией, построенной не в советское время.
Следующим водохранилищем на нашем пути оказалось Ирганайское. Оно больше предыдущего в 3-4 раза и образовано Ирганайской ГЭС, являющейся крупнейшей гидроэлектростанцией плотинно-деривационного типа в России. В паре с Гоцатлинской ГЭС она образует каскад.
Позволю себе рассказать вам немного о том, что такое ГЭС деривационного типа. Для начала — маленький рисунок:
ГЭС подобного типа строятся в тех местах, где русло реки имеет большой уклон и отсутствует возможность накопить большой запас воды. На таких станциях вода забирается на некотором удалении от самого сооружения при помощи водоводов. Они имеют небольшой уклон, намного меньший, чем у естественного русла, что позволяет за счет перепада высот, получить на выходе нужный напор воды. На ГЭС плотинно-деривационного типа вода забирается не из русла реки, а из водохранилища, расположенного у станции.
После Ирганайской ГЭС мы ехали еще некоторое время вдоль реки Аварское Койсу и практически доехали до слияния с рекой Андийское Койсу. А это, как вы помните, исток реки Сулак. Специально для вас нашел фотографию этого места в интернете.
Дальнейший наш маршрут уходил от реки Аварское Койсу в сторону, а затем поднимался в горы. Несмотря на отсутствие воды и видов на неё, нас ждали еще парочка интересных объектов.
Первый из них — тоннель Гимры. На самом деле, ничего выдающегося в нем нет — его длина немногим превышает 300 метров. Тем не менее, он внес разнообразие в дорогу. Дальше нас ждал более интересный объект, настоящее инженерное лакомство — Гимринский тоннель. Это самый длинный автодорожный тоннель на территории России, его длина — 4303 метра. Строилось это выдающееся сооружение почти 33 года. Проходка была начата 31 декабря 1979 года, а торжественное открытие тоннеля состоялось 2 октября 2012 года.
Посмотрев на фотографию сверху, вы можете сказать, что тоннеля получается целых два. В принципе, так оно и есть — параллельно автомобильному тоннелю проходит сервисная дренажно-вентиляционная штольня. Связь между ними осуществляется при помощи сбоек, расположенных через каждые 300 метров. Наибольшая глубина залегания тоннеля — 900 метров. Воу!
После тоннеля начался плавный и очень затяжной спуск от горного хребта к равнинной местности. Через некоторое время дорога привела нас к воротам Миатлинской ГЭС. Суровые охранники обыскали машину и запустили нас на территорию. Далее нас ждал технический тоннель, проложенный прямо под горным массивом. Внутри он выглядел потрясающе — какая-либо обделка в данном сооружении отсутствовала, а роль стен и потолка выполняла горная порода. После тоннеля асфальтовая дорога закончилась и уступила место грунтовке, которая уходила резко вверх.
Когда мы заехали в гору по грунтовке, нашим глазам открылся прекрасный вид на Миатлинскую ГЭС. Она входит в состав Сулакского каскада гидроэлектростанций и является контррегулятором для Чиркейской ГЭС, сглаживая колебания уровня воды в реке Сулак. Высота плотины — 87 метров, а ее длина 179 метров. Сооружение крайне масштабное и интересное.
Полюбовавшись на ГЭС мы продолжили движение по грунтовой дороге. Она была проложена по склону стены каньона, огибая многочисленные выступы. Это довольно сильное впечатление, когда ты едешь по дороге, понимая, что на расстоянии пары вытянутых рук от тебя начинается обрыв, который тянется вниз метров на 300.
Первое, что бросается в глаза, это необычный цвет реки Сулак. Бирюзовым оттенком она обязана взвешенным частицам голубой глины, содержащимся в воде.
Стена каньона, расположенная напротив нас, поднималась выше нашего местоположения еще метров на 300. Там наверху располагается поселок Дубки, но мы попадем туда только вечером и на обзорную площадку до утра не пойдем. Представляю, какие нас ждут виды.
Вдоволь налюбовавшись на красоты каньона мы вернулись к ГЭС и затем добрались до поселка Дубки по трассе. Попутно нам удалось посмотреть на шикарный закат и на равнинное течение реки Сулак.
Завтра нас ждет последний день нашего путешествия и фантастические виды с обзорной площадки. До встречи!
Напоследок: ссылка на наш маршрут от Карадахской теснины до поселка Дубки: https://www.google.com/maps/@42.7890185,46.7686231,10z/data=!3m1!4b1!4m2!6m1!1s1DNx11KZYdYwCVC38Xqa-dSe1Jd-4XwtB