4-й Северный форт («Зверев»)

Морозный привет!

Сегодня я расскажу об очередном ледовом приключении — походе на 4-й Северный форт (он же форт «Зверев»). Дело было в январе 2016 года, но написать об этом руки дошли только сейчас. Истории — они как вино, которое с годами становится только лучше! 🙂

Традиционная карта. Наш форт находится правее Кронштадта и ниже комплекса защитных сооружений (т.е. дамбы)

Форт «Зверев» один из самых удобных в плане дороги — он находится менее чем в пятистах метрах от комплекса защитных сооружений (или дамбы, как некоторые его называют). Проблем с парковкой также не возникнет — рядом с судопропускным сооружением С-2, возле которого находится форт, расположена стихийная парковка. «Зверев» расположен с внутренней стороны залива, поэтому, вам нужно двигаться по КАД от Кронштадта в сторону северного берега. После того, как вы проедете мост, сворачивайте направо и паркуйтесь. Никаких долгих ледовых прогулок, никакого дискомфорта! Что еще нужно начинающему краеведу (это я не про себя, я уже опытный 🙂 )?

4-й Северный форт («Зверев»)

27 августа 1855 года в ходе Крымской войны, Севастополь был захвачен англо-французскими войсками. 31 августа последовало распоряжение императора Александра II срочно подготовить  крепость Кронштадт в надежное оборонительное состояние. Наиболее слабым местом в обороне был именно северный фарватер. Временные батареи, построенные в 1807-1812 годах,  были разрушены ледоходами и смыты волнами. Их состояние оценивалось как крайне ветхое — по факту от них остались только ряжевые основания.

Вид на залив в сторону города

Старые батареи восстанавливались по уже испытанной временем технологии — на ряжевое основание стелился помост из бревен, который обшивался досками. Затем, из грунта и бревен возводился бруствер, а в тыловой части крепости строились деревянные дома для личного состава и кухонь-столовых. Обновленные северные батареи получили номера с 5 по 9 (теперь это северные форты №1, №2, №3, №5, №7). Их «коллегам» с южного фарватера достались номера с 1 по 4. Как вы понимаете, обновленные батареи все равно являлись решением временным.

Мост над судопропускным сооружением С-2. Комплекс защитных сооружений

В 1963 году по приказу русского генерала и военного инженера Эдуарда Ивановича Тотлебена, возглавлявшего Главное Инженерное Управление и отвечавшего за строительство крепости Кронштадт, началась перестройка батарей северного фарватера. Морские крепости обновлялись по типовому проекту и незначительно отличались друг от друга количеством и типами вооружения. Старые батареи разбирались, ряжевое основание увеличивалось по площади и укреплялось шпунтовыми сваями. По всему периметру остров батареи одевали в каменную стену со скосом в сторону моря. В каждой морской крепости возводились кирпичные казематы, которые затем обваловывались землей — она должна была гасить мощность артиллерийских снарядов. Фронтальная стена батарей, куда выходили амбразуры, отделывалась гранитными блоками.

Вид на форт с залива

Каждый из возведенных казематов имел по два помещения для орудий, между которыми располагался пороховой погреб. На подвальных этажах батарей располагались запасные пороховые погреба. Интересная деталь — казематы опирались при помощи фундаментов и свайных оснований не на остров, а на дно залива.

Обходим форт по кругу
Тыльная сторона форта и подъемный кран для разгрузки/погрузки грузов

В 1865 году было начато строительство двух новых батарей, одной из которых и являлся наш сегодняшний объект — 4-й Северный форт («Зверев»). Новые морские крепости возводились по иному проекту, в котором к их типовым зданиям прибавлялись два крыла казематированных построек для орудий. Сделано это было для того, чтобы защитить крепость от боковой атаки, если корабль противника сумел прорваться между соседними батареями.

Подъемный кран покорён. Не повторяйте, это опасно!
Механизмы крана вблизи

Новые крепости имели ни с чем не сравнимый облик. Их фасады были богато украшены в лучших традициях петербургского классицизма. Гранитные цоколи и карнизы, украшенные резными фронтонами с цельными гранитными шарами, лопатки, пилястры и рустовка фасадов — некоторые из этих деталей сейчас безвозвратно утрачены. Между боковыми крыльями тыльной стороны форта была установлена решетка, в качестве столбов для которой, использовались стволы старых гладкоствольных орудий. Перед решеткой соорудили гранитную пристань, на которой был смонтирован 19-тонный подъемный кран, произведенный на заводе Ф. Берда.

Внутренние казематы форта. Последствие многочисленных воздействий высоких температур — плавленный кирпич

В 1865 году, был разработан проект новой нарезной одиннадцатидюймовой пушки для береговой обороны. Данное орудие было заказано на заводе Круппа в Германии. При строительстве северных батарей, пришлось их модернизировать и перестраивать, для того чтобы новые пушки поместились в казематах (длина ствола новой пушки — 5 метров, ее масса — 10 тонн). С 1867 года на вооружение новых морских крепостей стали поступать нарезные 6, 8, 9 и 11-дюймовые орудия. Несмотря на то, что к 1868 году основные работы по батареям были завершены, через 9 лет, в 1877 году их пришлось возобновить в связи с появлением более совершенного оружия.

Разрушенные казематы форта

В 1867 году была введена новая нумерация батарей, которая дожила и до наших дней. Они были разделены на две группы — Северного и Южного фарватеров. Наша батарея, до этого имевшая номер 10, поменяла его на номер 4.

Кирпич расплавился как шоколад

Перед первой мировой войной на батарее №4 «Зверев» было установлены четыре новых 120-мм орудия Виккерса. С окончанием строительства новых морских фортов «Обручев» и «Тотлебен», северные форты (так их стали называть с 1914 года) стали входить во вторую линию обороны Северного фарватера. В 1923-1925 года, орудия со «Зверева» были перевезены на форт «Тотлебен».

К началу Великой Отечественной войны, форт «Зверев» был вооружен новыми 100-мм орудиями Б-24. Совместно со 2-м и 6-м Северными фортами он входил в 15-й отдельный артдивизион Кронштадтского сектора и принимал самое активное участие в обороне главной базы флота.

Горжевая (тыловая) часть крепости. Задний двор
Подвальные помещения

С окончанием войны форт был разоружен и использовался как склад Ленинградской Военно-морской базы.

Арка и аттик, расположенные на заднем дворе форта

Многие люди, побывавшие на форте, удивлялись необычному явлению — кирпич, которым были отделаны изнутри казематы форта, похож по виду на плавленный шоколад. Дело здесь вот в чем: в 1970-х годах корабли, идущие на ремонт в Кронштадтский Морской завод, сливали мазут и прочие горюче-смазочные материалы в подвалы и казематы крепости. Впоследствии, это богатство нередко поджигалось и горело по несколько суток. Температура горения достигала таких показателей, при которых кирпич начинал плавиться и стекать вниз.

Наблюдательный пост и кирпичные развалины
Наблюдательный пост вблизи
Никита плавит стены
Результат так себе
Покорение безымянной высоты
Когда мы уходили, кто-то что-то поджёг. Впрочем, форту не привыкать…

По моему мнению, 4-й Северный форт, названный в честь военного инженера Константина Яковлевича Зверева, является одним из самых интересных номерных фортов. Монументальная архитектура крепости придает этому месту особую атмосферу, здесь чувствуешь гордость и уважение, а вот его состояние, к сожалению, вызывает грусть. Но будем оптимистами, вдруг когда-нибудь этот форт (да и все остальные) восстанет из пепла как мифическая птица Феникс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *