«Траволатор остановлен по техническим причинам, продолжайте движение пешком» — вот такую фразу можно услышать со вчерашнего дня в Петербургском метрополитене. Наш город получил подарок на свое 312-летие — вчера открылся второй выход со станции Спортивная и расположен он Васильевском острове. Грубо говоря, получился большой подземный пешеходный переход под Малой Невой. Теперь можно зайти в метро на Петроградской стороне, а выйти на Васильевском острове ни разу не сев в поезд. Впрочем, обо всем по порядку!
Входы в метро аккуратно расположились со всех сторон перекрестка Кадетской линии и набережной Макарова. С южной стороны установлены павильоны, из которых можно спустится в подземный вестибюль станции на эскалаторе, а с северной стороны вход в метро выглядит как обычный подземный переход.
Сейчас уже мало кто вспомнит, но в 2005 году, когда обсуждался проект второго выхода со станции Спортивная, был предложен вариант со сносом одного из домов, расположенных у Тучкового моста. После строительства входа в метро, дом был бы построен заново, но не факт, что со старым обликом. Хорошо, что этот проект ушел в небытие, ведь в наше время, когда снос исторической застройки стал привычным делом, нужно стараться сохранить каждый дом.
Хочется отдельно отметить павильоны для входа в метро — выглядят они очень непривычно для Петербурга. Это первый случай в нашем городе, когда можно подняться от подземной железной дороги на улицу на эскалаторе. А еще это самый близкий к Неве выход из метро. Такое не стыдно и гостям города показать!
Спустившись по лестнице или эскалатору вниз, пассажиры попадают в подземный переход, идущий к вестибюлю, на его стене которого красуется мраморная композиция с названием станции. Сфотографировать ее без людей в кадре было очень сложно, каждый норовил подойти и потрогать мрамор или сделать фото на память.
Вестибюль станции, в котором расположены кассы, достаточно просторен. На вход в метро установлены турникеты с «крутилкой», а на выход — турникеты с открывающимися створками. Как и на остальных станциях, через первый турникет можно пройти используя банковскую карту, которая поддерживает бесконтактную оплату.
После турникетов, как обычно, пассажиры попадают на эскалатор, и проезжая под мозаичным панно, попадают под землю. Дальше начинается самое интересное — после небольшого коридора, как будто специально загнутого под углом в 90 градусов, начинается тоннель с траволаторами.
Что же такое траволатор? На самом деле, это англоязычный термин, в русском языке его аналогом является термин «пассажирский конвейер». Грубо говоря, траволатор — это эскалатор двигающийся горизонтально. В нашем случае, он расположен под небольшим углом, что не меняет сути дела. Траволаторы для второго выхода со Спортивной были поставлены одним из крупнейших промышленных концернов Германии — ТиссенКрупп АГ.
Траволаторный тоннель разделен на два участка по 150 метров, между которыми находится небольшая площадка с кабиной дежурного. Как известно, дежурный сидит там не просто так, он крутит педали, приводящие в движение механизм пассажирского конвеера (шутка — прим. ред.). На каждом участке расположено по три траволатора, два из которых будут работать непрерывно, а третий будет резервным.
Свод траволаторного тоннеля окрашен в голубой цвет, как бы намекая на наличие Малой Невы над ним. После тоннеля, пассажиры попадают на небольшую лестницу, ведущую на нижний уровень Спортивной. Как вы помните, станция двухъярусная — в далеком будущем она станет пересадочной между пятой и кольцевой линиями. Поэтому, на каждом из ярусов, в данный момент только один рельсовый путь. Второй появится, когда начнется строительство кольцевой линии нашего метро. Кстати, так же как и Технологический институт, Спортивная является кроссплатформенной станцией, что означает, что в одном станционном зале находятся пути разных линий.
Если посмотреть на фотографию выше, то можно заметить, что последние две колонны перед лестницей отличаются по цвету от остальных. Вместо бежевого мрамора они выложены белым и это не случайность. При строительстве Спортивной в 1997 году, был использован особый сорт итальянского мрамора, которого больше нет в природе — он просто-напросто закончился. Можно было бы взять его с фальшстены, которая все это время отгораживала станционный зал от будущего траволаторного тоннеля, и использовать его в отделке колонн. Но к сожалению, оказалось, что этот сорт мрамора очень хрупок и в процессе разборки стены он разламывался даже при незначительном воздействии. Так что у метростроевцев не оставалось другого варианта, кроме как выполнить облицовку другим видом мрамора. На этом заканчиваю, и отправляюсь обратно наверх!
2 комментария на «“Запасной выход с Васильевского острова”»
Внимательно прочитала Ваш рассказ и во втором абзаце, после фотографии юго-восточного входа в метро, обнаружила ошибку в названии улицы, характерную для гостей нашего города. Дело в том, что Кадетской линией называется только правая сторона улицы, если стоять лицом к Малой Неве. Левая сторона называется 1-я линия. Такова нумерация Линий Васильевского острова исторически. Об этом Вы можете почитать в любых справочниках и книгах об истории Санкт-Петербурга.
Спасибо большое за замечание, полностью принимается. Я как житель Петербурга с самого рождения конечно знаю как нужно писать правильно, но видимо в момент написания статьи летал в облаках))